Новости
6 декабря 2017, 14:31

Восемнадцатилетний учитель

“Привет всем! Я — Виктор, мне недавно исполнилось 27 лет. Я хочу поделиться с вами моим опытом, а именно поведать о нелегкой карьере в качестве учителя информатики. Самое интересное, что карьера моя началась, когда мне было всего 18 лет”

Предложение, от которого трудно отказаться

Кадр из фильма “Учитель на замену”

Так уж повелось, что семья Виктора — целая династия учителей, почти все трудятся в педагогической сфере. Бабушка — преподаватель зарубежной литературы на филологическом факультете, отец — директор школы, брат — учитель истории и обществознания. Для себя же парень решил выбрать факультет прикладной информатики. — Когда я прошел на бюджет в педагогический вуз, я был счастлив, — рассказывает Виктор, — тогда мне очень хотелось работать именно школьным учителем. Но когда тебе недавно исполнилось 18, устроиться на работу без “вышки” (высшее образование — прим. редакции) в школу — было делом из области фантастики. Я, к счастью, имел небольшие семейные связи в образовательных учреждениях моего города, я поспешил этим делом воспользоваться: начал обзванивать родню. И вот, в один прекрасный день мне помог отец. Он предложил мне поработать “информатиком” в одной из школ, но предупредил, что работать придется много. Что касается зарплаты, то ее обещали очень хорошую (особенно — для студента). И тут я почувствовал, что где-то должен быть подвох… Оказалось, что школа вечернего типа. С утра, с 8:00 до 14:00, в школе учатся дети, у которых нет особых проблем в этой жизни, а с 16:00 проводятся занятия с детьми и взрослыми, у которых не все так радужно. Это детдомовцы, либо бывшие зэки, дети из неблагополучных семей. Есть отдельная категория — люди в возрасте и пенсионеры, которые не получили в свое время образования по какой-либо причине. И тут я взвыл — подобное предложение казалось мне безумием! Но отец ответил: “Это послужит тебе прекрасным опытом, если ты сможешь справиться с таким классом, то в будущем бояться будет нечего, ты будешь готов ко всему”. В 2011 г., чтобы устроиться учителем без всякого образования, опыта работы, мне понадобилось следующее: 1. быть студентом педагогического вуза; 2. иметь справку с места обучения, заверенную в деканате; 3. необходимо было получить “добро” от директора школы, где собираешься работать; 4. на собеседовании предъявить зачетную книжку. Сейчас устроиться гораздо сложнее, в 2017 г. это бы уже точно не прокатило.

Собеседование

Я надел свой новенький черный костюм, начищенные до блеска ботинки, завязал галстук и отправился на собеседование. Школа оказалась большим белым зданием, поделенным на два крыла. На вахте охранник остановил меня и спросил: “А ты с какого класса будешь, малой?”. Узнав, что я пришел устраиваться учителем, охранник рассмеялся в голос и отпустил пару колких шуточек про мой возраст. После этого он ушел к директору, а потом вернулся с большим изумлением на лице и промямлил: “Тебя ждет директор”. Директор радушно принял меня, усадил на диван и предложил кофе. Из нашего разговора я понял, что поначалу мне будет очень несладко. Дети, обучающиеся во вторую смену, как говорят, “безбашенные”, взрослые мужчины сорока лет с судимостями, пенсионеры и беременные несовершеннолетние девчонки. Выслушав директора, я собрался с духом и поставил свою подпись на годовом контракте. Бессрочный они мне не предложили, из-за моего возраста. График работы обещали скинуть на почту. После собеседования я ощутил панику, мысли в голову лезли разные, мне в какую-то секунду захотелось вовсе отказаться от этой глупой затеи. Но, успокоившись, я решил не сдаваться, раз взялся — надо довести это дело до конца.

Первый рабочий день

Утром я настроился по-боевому и отправился на свой первый в жизни урок. Он начинался в 8:35, но я в результате так переволновался, что приехал на час раньше. В моем расписании стояло три урока в первую смену и два во вторую. До начала уроков директор провел меня по школе и показал самое основное: столовую, учительскую и т. д. Затем мы с ним сели за столик в учительской, и он поделился со мной своим бесценным опытом. В дальнейшем этот очень мудрый и добрый человек не раз выручал меня в сложных ситуациях, за что я ему безмерно благодарен. Хочу сказать ему большое спасибо. И, надеюсь, что он прочитает мою благодарность. После экскурсии мне вручили ключи от моего кабинета, и я заглянул в компьютеры своих учеников. Все оказалось на высоте — везде Windows 7, хорошие антивирусы, целое множество новых лицензионных программ. Затем пришли дети. Я в который раз за этот день мысленно перекрестился. Оказалось, что в первой смене у меня был очень хороший и спокойный класс. Это был 6 Б, я до сих пор помню. Сначала я познакомился с ребятами, мы немного пообщались. Особого стеснения у них не было, контролю они поддавались легко. Урок прошел почти идеально, а когда осталось немного времени, я разрешил посидеть им в интернете. Дети оказались продвинутыми — свободно лазили по различным ресурсам. Опасные сайты были заблокированы, в том числе и социальные сети, но их при желании можно было разблокировать. Это право оставалось за учителем. Успехи с первой сменой подняли мне настроение, и я морально приготовился ко второй. До урока оставалось совсем чуть-чуть. Но когда прозвенел звонок, никто не пришел. Так я усвоил исконную традицию второй смены — никто не приходит на первый урок. Через 15 минут в класс вошел паренек помятого вида и представился “Брагой”. Я позже заглянул в классный журнал, в нем записан он был Евгением Брагинцом. Ученик сел напротив меня, учебников, письменных принадлежностей у него с собой не было. Мы поговорили. Оказывается, Евгению было 20 лет. На целых два года на тот момент он был старше меня! Он рассказал мне, что из других школ его исключали за бесконечные прогулы, дебоширство, пьянство и плохую успеваемость. Из родственников у него остался один только дядя, который сам был не прочь выпить и подебоширить. Когда прозвенел звонок на второй урок, в класс зашло 8 человек (в классном журнале их было 31). Я сразу почувствовал запах сигарет и перегара. Мои ученики тут же уселись за компьютеры и нажали на запуск, но я заблаговременно отключил питание, чтобы с ними познакомиться. Тут же посыпались возмущения: “Слышь, ты, а че это мой комп не “фурычит”? Мы сегодня писать будем? А у меня ручки нет! Я тетрадь с собой не брал!”. После того, как я им представился, посыпались вопросы: Сколько вам лет? А в какой социальной сети вас найти можно? Вы женаты?”. Потом начались смешки и возмущения. Этот хаос нужно было срочно заканчивать, урок был на грани срыва. Я резко ответил им, что обращаться ко мне нужно исключительно на “вы”, а если кого-то мои порядки не устраивают, то он может уйти с урока, но под конец четверти каждый прогульщик будет должен мне за каждый прогул. Мои слова подействовали, теперь мои ученики поняли, что оценку за мой предмет нужно заработать.

Работа в целом

Когда твои ученики старше тебя, они часто не понимают или забывают, что существует такая вещь, как субординация — это тяжелее всего. А нормальный урок не может быть без этой важной вещи. Если ко мне снова начинали обращаться на “ты”, я тут же поправлял, несмотря на все возмущения. Самое странное, что некоторые учителя из моего коллектива также упрямо мне “тыкали”, и обращались исключительно по имени, как к обычному школьнику. Однажды я поссорился с завучем из-за этого, она при моем классе сказала: “Витя, сколько раз я должна повторять? Сходи и проверь мой компьютер! Давай по-быстрому!”. После этого неприятного эпизода я был вынужден поговорить с ней с глазу на глаз и пригрозить, что если она ко мне будет обращаться по-прежнему, я буду называть ее “Полинка”, а не Полина Валерьевна. После долгих и упорных месяцев, я смог правильно “поставить себя” в коллективе, и теперь все смотрели на меня, как на наставника, а не как на мальчишку с соседнего двора.

Советы бывалого

Начинающим учителям я бы хотел посоветовать следующее: присмотритесь к своим ученикам лучше. Даже к самым буйным из буйных можно найти свой подход, если обращать внимание на мелочи. Я очень долго пытался понять одного моего ученика — он был детдомовцем, в школу приходил чисто для галочки. Его интересовало лишь одно — карате, а информатика явно бесила его и мешала всем планам. Потому что мой урок стоял всегда последним, и из-за этого ученик часто опаздывал на свои тренировки. Я договорился с ним, что если он выполнит лабораторную работу, я буду отпускать его пораньше. Это привило ему интерес к предмету, потому что у него появилась мотивация. Теперь он выполнял работы быстрее всех, и я его отпускал, несмотря на то, что это было запрещено школьными правилами. Анастасия Андрюхова

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg