Новости
14 февраля 2018, 04:34

101 год в бою и труде: жизнь Алексея Клыбана

Алексею Осиповичу Клыбану 102-й год. Он моложав, подтянут, выглядит прекрасно. Его секрет долгой жизни в том, что он всегда улыбается, никогда не пьет и не курит, много читает

Жалеет только, что подводят ноги, а так бы можно было выйти, погулять по городу. Его судьба прошла через самые острые и сложные моменты истории нашей России.

Тракторист со стажем

Автор со старейшим фронтовиком

Алексей Клыбан родился 27 декабря 1916 г. В суровые сибирские края его родные попали еще в XIX в. Первые его воспоминания примерно с 7-летнего возраста: помнит как они, будучи мальчишками, играли в лесу и иногда откапывали в земле винтовки, зарытые там в годы гражданской войны. В 1936 г. окончил курсы трактористов, впервые сел за управление трактора ТТЗ, затем — шоферов и в 1939 г. начал работать водителем на томской спичфабрике “Сибирь”. Поэтому ему и пришлось всю войну воевать водителем — так привычнее, да и был он обладателем редких в то время “гражданских прав”, а не полученных на ускоренных курсах вождения уже во время войны. Ездил на таких машинах, как “ЗИС-5”, “ГАЗ” — знаменитая полуторка. Больше всего пришлось трястись на американском “студебеккере” — возить 122-миллиметровую пушку и снаряды. 22 октября 1942 г. он принял присягу, а с ноября уже был на передовой Брянского фронта. Время тогда было тяжелое — до 1943 г. не хватало вооружения на передовой. — Дают, бывало, тебе две “лимонки”, — вспоминает ветеран, — а дальше говорят — иди, другие, может, на поле найдешь… Бывали тяжелые отступления: столько погибало наших солдат, что спустя несколько дней проезжали по полям, где лежали их тела, и невозможно было дышать от стоявшего там смрада. Три месяца Клыбан таскал катушки, личным оружием сначала был карабин, затем — автомат. При атаке авиации был ранен шофер штабной машины, и Алексея посадили за руль. Так, до самой Победы Алексей Осипович и прослужил на машинах. Вспоминает случай: “Однажды ехали колонной, везли на фронт снаряды. Груз моей машины сопровождал сержант-артиллерист. Вдруг с неба свалились два немецких истребителя и обстреляли колонну. Я стал лавировать. При очередном заходе вражеских самолетов резко свернул влево и ушел от прямого попадания, только того сержанта ранило в спину. Перевязали его быстро и отправили в медсанбат.

На Курской дуге и далее — на запад

На Курской дуге ездил на штрафной машине, позже получил американский “студебеккер” (возил 122-миллиметровую пушку и снаряды), на котором и дошел до Берлина. Клыбан принимал участие в Орловско-Курском сражении. Форсировал три реки: Днепр, Вислу и Одер. Вспоминает, что при форсировании Одера наши заняли на противоположном берегу небольшой плацдарм. Шестью пушками вели огонь по наступающим фашистам, но снаряды заканчивались. Нужно было срочно по понтонному мосту переправить артиллерийские снаряды. Это задание было поручено выполнять трем сослуживцам-сибирякам: Алексею Клыбану из Томска, Федору Малахову из Барнаула и Федору Копылову из Новосибирска. Перегрузили в свои машины снаряды из других трех и через 20 минут отправились в путь. — Догрузили мы машины быстро и выехали на длинный путь понтонного моста, — воспоминает 101-летний фронтовик. — Едем как можно быстрее, ведь в кузове опасный груз. Попадет вражеский снаряд или авиабомба — от нас и моста ничего не останется. Ехали по времени, может, и немного, но эти минуты показались вечностью. Благополучно доехал до своих, разгрузились. Нам было приказано вернуться за новыми снарядами, и мы поехали по мосту. Мы с Малаховым проскочили, а вот Копылов застрял почти посередине моста, так как упавший снаряд разрушил впереди идущую часть моста. Почти через сутки встретились с ним. Жаль, что не взял тогда я адреса сибиряков, — с горечью замечает Алексей Осипович. Война разбросала нас по разным фронтам. Не знаю, дожили ли они до Победы.

Награда нашла в Померании

В марте 1945 г. приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина ему была объявлена благодарность за прорыв обороны противника в Померании. Затем его 642-й артиллерийский полк 1-го Белорусского фронта форсировал реки Днепр, Вислу, Одер, вошел в Берлин. 2 мая 1945 г. Алексею Осиповичу была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина за овладение Берлином. — В рейхстаге не был, записи на его стенах не оставил, но город запомнил, — говорит Алексей Осипович. — Берлин был в руинах, трудно было по нему проехать. Так что приходилось участвовать в расчистке улиц, помогать гражданским. Мы пришли в Германию победителями, но победителями милосердными по отношению к гражданскому населению.

“Вернулся я на родину…”

С 5 июля по 20 марта 1946 г. служил в советских оккупационных войсках в Германии. До августа 1946 г. перегонял немецкие, американские, советские автомобили из Германии, после чего в составе автоколонны в 11000 трофейных автомашин прибыл в Брест-Литовск, демобилизовался и вернулся в родной город. Его семье более сорока лет назад дали квартиру, был и мичуринский участок. Мечтал фронтовик о своем автомобиле, но в послевоенные времена было трудно его купить, даже если были бы средства. Сначала он передвигался на мотоцикле, а позже взял подержанный автомобиль. Ездил на нем долго, а накануне 80-летия подарил одному из зятьев. За боевые заслуги получил орден “Красной Звезды” (5.04.1945 г.), награжден медалями “За освобождение Варшавы”, “За взятие Берлина”, “За победу над Германией”. Самой дорогой для себя наградой Алексей Осипович считает медаль “За Отвагу” (14.10.1944 г.). До самой пенсии, в течение 30 лет (до 1976 г.), Алексей Осипович проработал шофером спичфабрики. Награжден медалью “Ветеран труда”.

Хочется пожелать дорогому фронтовику: радуйте нас еще долго тем, что живете рядом со своими, теперь уже, далекими потомками! В общении в Вами мы черпаем вдохновение, силу духа, учимся лучше понимать сложное и противоречивое прошлое.

Александр Паныч,руководитель проекта “Живая память Победы”










Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg